ДВА СТОЛПА СОЛОМОНА
Назад Далее
Перед Храмом Соломон установил два столба. Эти столбы, точнее их копии (или изображения), стало обязательным помещать в интерьере масонских лож. Описание столбов, Библия помещает в двух местах, в 3 Книге Царств и во Втором Паралипоменоне. Эти описания сильно разнятся между собой.
• 15 И сделал пред храмом два столба, длиною по тридцати пяти локтей, и капитель на верху каждого в пять локтей.
• 16 И сделал цепочки, как во святилище, и положил на верху столбов, и сделал сто гранатовых яблок и положил на цепочки.
• 17 И поставил столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз.

Если обратиться к архитектуре классического древнерусского храма, то наличие в нем столбов-столпов обязательно. Собственно от их наличия один из самых распространенных типов православного храма и получил свое название - крестовокупольный четырехстолпный храм. «В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма… В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света». (1) До тех пор пока архитектура не изобрела способ перекрытия куполами больших пространств, своды храма поддерживали столбы! Таковыми являются большинство кремлевских храмов. Только вот Успенский Собор шестистолпный, два столба как бы дополнительные к стандартной конструкции! (Напомню, что прообразом кремлевского собора был четырехстолпный Успенский собор во Владимире). Эти два столба стоят в алтарной преграде и являются квадратными в отличие от основных четырех, которые круглые, подчеркивая тем самым их отличие.
Но библейский текст говорит, что столбы были поставлены перед храмом. Так сегодня и изображают их на различных иллюстрациях. Однако давайте посмотрим устройство типового православного храма. И здесь мы можем отметить, что собственно храмом называется пространство в центре здания между столбами, то есть средняя часть здания! Тогда квадратные столбы в алтарной преграде не будут противоречить, по местоположению, библейскому тексту.
Библия говорит, что столбы были медными. Собственно «медными» в данном контексте могут быть названы и столбы только покрытые медью. А это уже является не редкостью для православного храма. Таковыми, с золочеными медными обкладками, например, были столбы Успенского и Дмитровского соборов во Владимире (2).
Вообще образ столпов в архитектуре православного храма очень символичен. Недаром образ архитектурных столбов аллегорически переноситься на образы святых – «столпов церкви».
Библейские столбы уникальны еще и тем, что они именные, их имена ИАХИН и БОАЗ! И это уже странно – зачем понадобилось именовать какие-то столбы? И что же означают эти имена? Сегодня можно найти множество «переводов» этих слов примерно одного смысла. В Библии Скорины приведен такой вариант: Крепость и Утверждение. Тем, кто хорошо владеет православной символикой, эти переводы могут показаться знакомыми. И действительно, нечто похожее мы встречаем среди толкований имен некоторых ангелов.


Фрагмент Библии Скорины (3).

Известно, что в небесной иерархии «обитают» такие существа, как ангелы. К высшей ангельской иерархии относятся архангелы. Семь из них, в христианской мифологии, названы по именам, но только два из них упоминаются в священном писании, это архангелы Михаил и Гавриил. Как я уже говорил, их изображения в православной церкви обязательны. А что же означают их имена? Имя Михаил на еврейском языке означает «кто, как Бог». Именно архангела Михаила православные почитают, как бога, ему посвящены многочисленные церкви (в том числе одна из главных в Московском Кремле, в которой и похоронен Соломон), монастыри и даже город (Архангельск). Адвентисты, например, считают, что «Михаил» — это Иисус Христос. То, что Архангел Михаил имеет отношение к столбам Храма Соломона можно опосредовано вывести из энциклопедических справок. Так при толковании слова КОЛОННА (столб) современная энциклопедия, помимо прочего, приводят ссылки на библейские тексты. «В Библии упоминается огненный и облачный столп, который предшествовал израильтянам, когда они пересекали Синайскую пустыню, и к которому, видимо, восходит идея колонн храма Соломона». (4) Это же библейское событие православная энциклопедия трактует несколько иначе. «В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона».
( 5 ) Итак, по сумме этих двух толкований получается, что огненный столб, шедший перед израильтянами, это прообраз столбов храма Соломона и образ архангела Михаила одновременно!
Один из столбов Храма называется в синодальной Библии ИАХИН, в Библии Скорины это имя написано через М в конце – ИАХИМ. Если прочесть это слово наоборот, то получим – МИХАИ(Л)! Иахин означает УТВЕРЖДЕНИЕ. Архангел Михаил изображается в иконографии с мечем или копьем в руке. Ими он утверждает божью волю. По данным религиозных текстов «Архистратиг Михаил — Божественное украшение мира дольнего и его ограждение и утверждение. Церковь учит, что святой Архангел Михаил «крепостию Божественною «обходит всю землю» от лютых изымая призывающим Божественное или его»; именует его «непостыдным предстателем верных, путеводителем и наказателем заблудших.» «Как воитель божий, Михаил изображаем был древле попирающим ногами Люцифера, держащим десницею копие, с белою на вершине хоругвию, а шуйцею — зеленую финиковую ветвь, как знамение победы» (там же).

Имя второго столба – БОАЗ, в Библии Скорины – БООЗЪ. В этом слове то же слышится имя бога. Вспомним старорусское выражение популярное и сегодня: «почить в Бозе», т.е. умереть с верой в бога или примерно так. Боаз переводиться сегодня с еврейского языка, как «крепость божья» или «сила божья»! А вот теперь мы обратимся ко второму по значимости архангелу – Гавриилу. И тут мы узнаем, что имя Гавриил означает «крепость божья» или «сила божья»!
«Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших ангелах (архангелах) Божиих (Тов. 12, 15), равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разьяснения Божественных Тайн. Когда пророк Даниил сподобился от Господа видения о судьбах народа иудейского, но не понял его, то именно архангел Гавриил был послан разьяснить ему видение (Дан. 8, 15-19). Сам архангел Гавриил свидетельствует о себе священнику Захари возвещая о предстоящем рождении у него сына Иоанна: "Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом: и послан есмь глаголати к тебе" (Лк. 1, 19), Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылается Им возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.
По церковному преданию именно архангел Гавриил возвестил свв. прав. Иоакиму и Анне о рождении от них Девы Марии и он же сообщил Пресвятой Деве Марии об ее славном Успении и Вознесении на Небо.
Когда Господь Иисус Христос перед Своими крестными страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по церковному преданию, был послан с Небес архангел Гавриил, имя которого означает “крепость Божия” (Лк. 22, 43).
Жены-мироносицы услышали радосшую весть о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа от двух Ангелов, один из которых был Архангел Гавриил.
На иконах он обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой».
(6)

Итак: Боаз = крепость божья = архангел Гавриил = крепость божья!

Обратимся теперь к иконостасу Успенского собора.



Иконастас Успенского Собора (7)
Два квадратных столба в алтарной преграде сегодня закрыты иконами иконостаса. Но если мы посмотрим на деисусный иконный ряд, то увидим, что на тех местах, где стоят эти столбы, помещены иконы архангелов Михаила и Гавриила! Библия ориентирует положение столбов по сторонам храма, однако вопрос этот чисто конфессиональный, ибо православные ориентируют стороны храма от входа, а католики от алтаря.
В 3 Книге Царств говориться о иных столбах, поскольку поставлены они в другом месте.
• 21 И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой |
стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
Если посмотреть на западный портал Успенского собора, то мы видим две пилястры и изображенных двух Архангелов рядом с ними – Михаила и Гавриила. Древнее же русское зодчество не различало понятия столб и пилястра.

Портал Успенского Собора (8)

«Столпы, поддерживающие своды внутри Храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток (или пилястр)- конструктивная основа вещественного Храма. Они же в духовном смысле - образ "Столпов Церкви" - Апостолов, Святителей, учителей Церкви. В древнерусском языке нет термина, равнозначного термину "пилястра". В отношении к этой архитектурной форме чаще всего применялось название "столп" -"столб", что по самой своей сути очень точно выражает конструктивный смысл формы, полную ее общность с отдельно стоящим столбом - опорой какой-либо конструкции перекрытия (балок или сводов).(9)
Во Втором Паралипоменоне (и у Иосифа Флавия соответственно) описывается Храм иной конструкции, чем Успенский собор Кремля.
3. И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей.
4. и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.
Притвор перед храмом высотой в 120 локтей, это почти 60 метров! Такая конструкция в архитектуре православного храма соответствует … колокольне! «В русском зодчестве сложился тип храма, выстроенного по оси запад-восток из объемов колокольни, трапезной, собственно церкви и алтарной части, причем вход делали сквозь колокольню, внизу которой по сторонам церковного портала изображались Архангелы Михаил и Гавриил». (Там же)
Например, первоначальная высота колокольни Ивана Великого была 60 метров. Такой же высоты и собор Василия Блаженного.
Интересно еще отметить, что знаменитая «Меньшикова башня» в Москве, является храмом Архистратига Гавриила. Построена башня в 1705–1707 гг. «Первоначальный вид башни был несколько иной, чем в настоящее время: башня была на один этаж выше, чем теперь, и имела длинный шпиль, заканчивавшийся медной фигурой Архангела Гавриила с крестом в руках». (10)
Отсюда можно заключить, что установка медных скульптур ангелов, была не чужда для русской церковной архитектуры.

Выводы

1. Описанные в Библии столбы Храма Соломона олицетворяют собой стандартный архитектурный элемент православного храма и в духовном смысле «Столпов церкви» одновременно.
2. Имена Столбов означают:
• Иахин – Архангел Михаил
• Боаз – Архангел Гавриил.



Используются технологии uCoz