Новая версия о появлении негров в Абхазии  

Мировая история человечества полна загадок не разгаданных до сих пор. К таким загадкам относиться и удивительный факт многовекового существования в Абхазии негритянских поселений. Имеющиеся сегодня версии о их появлении в данном месте признаны ученым сообществом не состоятельными и загадка ждет своего решения. В данной работе предлагается версия позволяющая по новому взглянуть на данную проблему. Отличительной особенностью этой версии является то, что она не есть результат прямого и преднамеренного решения задачи, а оказывается побочным «эффектом» рассмотрения совсем другого вопроса.

О существовании негритянских поселений в Абхазии широкой общественности стало известно в начале 20-го века. В разное время о них писали такие известные люди, как писатели Максим Горький и Фазиль Искандер, дочь Сталина Светлана Аллилуева и адмирал Флота Иван Исаков. Последний даже, докладывая Хрущеву, предлагал увеличить «популяцию» абхазских негров за счет африканских мигрантов.
Существует несколько версий происхождения абхазских негров. Однако ни одна из них не признается достоверной. Так по одной из них у берегов Абхазии потерпел крушение корабль с невольниками, которым удалось спастись. Но скептики справедливо отмечают, что в этом районе никогда не пролегали морские пути работорговли. По другой версии несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых. Однако документально это не подтверждается. Как не подтверждается версия о раздаривания «арапов» Петром Первым абхазским князьям. Есть так же версия, что негры-абхазы — потомки древних колхов. К сожалению и здесь достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в древней Колхиде не имеется. Но вот что наиболее важно для нас, историки сходятся в том, что заселение негров в Абхазии скорее всего произошло в XVII веке!
Нет единого мнения у специалистов и об этническом происхождении абхазских негров. Однако абхазский писатель Дмитрий Гулиа в своей книге «История Абхазии», сравнил данные по топонимике Абхазии и отдельных местностей Эфиопии и показал, что некоторые из географических топонимов практически одинаковы: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д (таб.1.). И сегодня большенство исследователей склонны считать абхазских негров выходцами с Эфиопии.
В Абхазии
Абиссинии
Местности, села, города
Гумма
Гумма
Багада
Багад
Самхария
Самхара
Набешь
Хебешь
Акапа
Акапа
Гоандара
Гондара
Коллахвари
Котлахари
Челоу
Челов
Реки
Табакар
Дабакур
Хоби
Хоби
Гума
Гума
Атбара
Атбара
Абаша
Абаша
Имена
Засхан
Заслан
Шабак
Шабаку
Губаз
Губазе
Шардын
Шардак
Салида
Сабита

Таб.1. Список абхазско-эфиопских соответствий по Дмитрию Гулия.
Такова вкратце история этой загадки. Ниже я предлагаю новую версию основанную на догадке о посещении Москвы в 17-м веке эфиопским посольством.
Еще ранее, в работе [], было сделано предположение о возможном посещении Московии в 17-м веке эфиопской царицей известной под именем Македа. Возможно сюжет этот был помещен в Библию либо явился его точным дубликатом. История Македы известна из национального эфиопского эпоса «Кебра Нагаст». В котором описывается довольно подробно история царицы Савской и ее визит к царю Соломону. Но в отличии от библейской и коранической версий здесь расписана история царицы и после ее возвращения от Соломона. Тем самым эфиопы считают что их царица и есть легендарная библейская царица Савская. В «Кебра Нагаст» говориться о возвращении домой царицы и рождении у нее сына от Соломона по имени Менелик, а дальнейшее повествование посвящено ему и уже его поездке в Иерусалим к отцу. При этом дальнейшая судьба царицы остается загадкой. В то же время, одна из многочисленных арабских легенд утверждает, что царица совершила поездку к Соломону дважды и второй раз заболела (отравилась) и умерла в пути []. На эту легенду играет и утверждение «Кебра нагаст», что царица посещала Соломона в возрасте 50 лет, это делает сомнительным тот поэтический образ молодой и красивой Шебы соблазнившей мудрого царя, сложившейся в мировой литературе. Сюда надо также добавить и отсутствие в известности места захоронения царицы.
Существует еще одна легенда с участием Соломона и царицы Савской, это главная легенда масонов, легенда об Адонираме. Согласно ей царица Савская, когда прибыла к царю, то стала свидетельницей отливки библейского МЕДНОГО МОРЯ. Еще ранее я отождествил это «море» с гигантским колоколом отлитым при царе Алексее Михайловиче (повидимому именно этот колокол стоит сегодня в кремле под именем «Царь Колокол»). Интересно что в мировой мемуарной литературе сохранилось свидетельское описание самого процесса отливки этого колокола, оставленное архидиаконом Павлом Алеппским, сыном Антиохийского Патриарха Макария сопровождавшего его в поездке из Алеппо в Москву и обратно. Маршрут патриарха пролегал из Алеппо через Константинополь, Валахию, Украину и далее на Москву. У патриарха был солидный караван сопровождения в том числе и с обильными подарками царю и его родственникам, они подробно описаны в книге у Павла. Запечатленная им картина напоминает описание каравана с подарками царицы Савской приведенное у Иосифа Флавия. Надо еще отметить, что путь из Эфиопии в Москву как раз мог пролегать через Алеппо. Так же ранее я сделал предположение, что в караване Макария и могла находиться эфиопская царица.
Согласно легенде целью поездки царицы к Соломону был вопрос о вере. Но в истории Эфиопии царица Македа не единственная легендарная правительница заботившаяся о вере. Была еще одна правительница из якобы реальных исторических персонажей, по имени Елена (Ылени). Считается что императрица Ылени опасалась мусульманской угрозы и настойчиво добивалась создания эфиопско-европейской антимусульманской коалиции. С этой целью в 1509 или 1510 г. в Португалию отправился посланец императрицы армянин Матеуос (Матвей), снабженный письмом и подарками к правителю этой страны. В том же, что Эфиопия могла искать контакта с Московией в 17-м век, нет ни чего удивительного. Ибо на тот период это была самая большая и сильная православная страна, а царь Алексей Михайлович считался защитником вселенского православия именно к нему за помощью обращались все без исключения православное духовенство всего мира, в том числе и Патриарх Макарий. Известно так же, что в 1658-1659 гг. было посольство эфиопии и в Индию, а при Екатерине II (в 1786 г.) грузин М. Качкачишвили вел в Каире переговоры с представителем Эфиопии об установлении контактов с Россией []. И в 19-м веке эфиопия искала контакта с Россией. Например, есть царские фонды в русских архивах, и там сохранилось письмо эфиопского императора Йоханноса Николаю I, где он предлагал ему военный и торговый союз. Он даже предлагал поделить весь мир на две части. Одну часть (северную) забирает себе Николай I, а южную часть отходила эфиопскому императору (такое деление мира есть в одном древнем эфиопском пророчестве, его озвучил Булатович в своей книге)[]. Большая дружба связывала и двух других императоров: Николая II и Менилика II. Им даже удалось встретиться во время кругосветного путешествия Николая 11, в то время еще только наследник престола. При финансовой помощи русского царя была построена сегодняшняя столица Эфиопии Аддис-Абеба . Но еще и при царе Алексее Михайловиче интересовались африканской страной. Так известно, что помошник царского доктора Лаврентий Рингубер был принят 7 июля 1674 г. царем; аудиенция продолжалась несколько часов, поскольку царь был крайне заинтересован проектом Рингубера относительно союза России с Китаем и с Абиссинией []! Одной из главных задач, по мнению Рингубера, было заключение наступательного союза против Турции с Абиссинией. Религия, нравы и обычаи, по его словам, у русских и абиссинцев имели много общего, это в значительной мере могло содействовать прочности союза. И царь Алексей Михайлович, и боярин Матвеев очень заинтересовались планами Рингубера, поручили ему составить обо всем этом записку и потом еще несколько раз беседовали с ним.
А вот еще крайне любопытный факт - Михаил Ломоносов оказывается изучал эфиопский язык и эфиопское письмо. Звание академика он получил за учебник амхарского языка!
Возвращаясь к патриарху Макарию, отметим что он посещал Россию дважды, второй раз его пригласили на суд над патриархом Никоном в 1666 г. Приглашение застало патриарха в Грузии, он путешествовал по Мингрелии, куда в семнадцатом веке входила территория реки Кодор, место нынешнего проживания абхазских негров. После завершения суда над Никоном, Макарий возвращался домой опять через Грузию. Здесь же сопровождавший его сын Павел умирает в Тифлисе. Можно предположить, что в компании с Макарием и Павлом опять была Македа и что, если верить арабским легендам, она умирает в пути (в Грузии?). Несомненно и то, что ее сопровождал кортеж из служанок и воинов охраны. Что же они решают делать после смерти царицы?...
В эфиопском эпосе также говориться, что Соломон подарил царице корабль: «" ... и дал ей все то, что хотела она ... и верблюды и колесницы... и колесницами теми грузы везли по пустыне, и судном, в котором можно плавать по морю, и (еще одним) судном, в котором можно ветра рассекать (traverse the air (or winds) - букв. воздух (или ветра)), что Соломон сотворил своей мудростью» []. В русской же истории в интересующее нас время, есть событие удовлетворяющее тексту легенды. В 1667 году по указу царя в селе Дединово был заложен первый русский корабль европейского образца названный «Орел». Мотивация этого указа значительно проигрывает со схожим почином Петра I-го — якобы для охраны русских торговых судов на Каспии, хотя они успешно обходились без охраны и до и после. Корабль отправился в свой первый путь 19 мая 1669 г. Смерть же Павла Алепского ориентировочно датируют концом мая началом июня того же года. Кстати, упоминание в эпосе подарка Соломона в виде корабля способного перемещаться по воздуху, оказывается не таким уж сказочным сюжетом, если вспомнить историю покорения воздушного пространства. Задолго до братьев Монгольфье, первый полет на воздушном шаре состоялся при Петре 1, о том событии сохранилось донесение. На его основе СССР, в середине прошлого века, пытался оспорить мировое первенство в воздухоплавании. Однако найденные исправления в рукописи положили на этой идее крест, хотя сам факт полета это не отменяет. С учетом того, что практически отсутствует технологический разрыв между временем Петра и его отца, то такой воздушный шар мог быть уже при Алексее Михайловиче. И подарок «воздушного судна» царице выглядит не таким уж сказочным.
Заслуживает отдельного внимания и история обретения самого эфиопского эпоса. Согласно официальной версии, «Кебра Нагаст» была создана якобы в начале XIV в. и на протяжении веков играла важную политическую и культурную роль в истории страны. Но вот что происходит в 19-м веке. В 1867-1868 году Англия развязала войну в Эфиопии. Английские войска штурмом берут резиденцию императора Теодроса II, не желая сдаваться в плен, он покончил с собой. Англичане вывезли из страны, на 15 слонах и 200 мулах, сокровищ в том числе и древние манускрипты, среди них была и оригинальная рукопись «Кебра Нагаст». И вот в 1872 году император Джоан IV Касса отправил срочное послание английскому министру иностранных дел графу Гранвилю, в котором требовал вернуть оригинал «Кебра Негаст», увезенный в Лондон в 1868 году в связи с введением английского мандата в Эфиопии. Он писал: «У Вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы Эфиопии, в этой книге есть имена царей, названия церквей и провинций. Я прошу Вас безотлагательно установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги народ в моей стране не будет мне подчинятся». В сентябре 1872 года рукопись была возвращена в Эфиопию. Из этого письма можно предположить, что о содержимом эпоса эфиопы только может быть догадывались, но не знали легендарных имен правителей и прочего. И вот после того как от англичан они получают по сути эту самую легендарную историю, первый же новый император, при короновании в 1889 г., принимает то самое легендарное имя «Менелик» с порядковым номером II. Да, всего лишь второй за несколько тысячелетий местной истории. К этому стоит добавить, что само название «Эфиопия» данная страна получила только в 19-м веке, а до того называлась Абиссиния. Это название вышло из употребления только в середине прошлого века. (Само же название страны «Эфиопия» есть в Библии). И выглядит это довольно символично, переименование страны происходит одновременно с появлением ее легендарной истории от англичан. В самой рукописи (ее переводе) страна называется только Эфиопией! Если предположить, что «Кебра Нагаст» создана в Англии, то уместно задаться вопросом — зачем? Зачем какой-то там африканской стране приписали великую библейскую историю? Или что-то похожее все же было с ней связано, только не в столь далеком прошлом?
Согласно эпосу у царицы Македы (слегка искаженное «Магда»?) родился сын от Соломона. А согласно авторской версии встреча царя и царицы произошла в 1654-1656гг во время визита в Московию патриарха Антиохийского Макария. Соответственно сын мог родиться году в 1657-м. Ну а кто же в это время правит в Эфиопии? В 1682 (19 July 1682 - 13 October 1706) году на трон всходит новый император ИясуI (Исус I), получивший впоследствии приставку ВЕЛИКИЙ. В это же самое время в России появляется первый ВЕЛИКИЙ царь-император Петр I. Любопытно, что большинство интернет ссылок умалчивают о дате рождения Иясу 1, только кое-где [] сообщают примерную дату около 1658 г.! Кстати его мать, жену императора Иоханеса 1, звали Сабла! Как это созвучно с арабским вариантом имени царицы Савской — Саба или Шеба. Ну, а за что же прозвали Иясу Великим? За административные и экономические реформы, за подчинение всего севера страны вооруженными походами и за объединение страны (ну совсем как Петр 1). Сразу же после прихода к власти император Иясу I провел смену на высоких придворных, церковных и провинциальных постах. Он поставил на главные должности своих людей. А вот в «Кебра Нагаст» говориться, что Менелик возвратился домой от Соломона в сопровождении старших сыновей знати соломонова царства. Эти дети заняли у Менелика должности в соответствии с теми должностями, что занимали их отцы у Соломона...
Заслуживает внимания и личность самого Павла Алепского. Что известно о нем? Оказывается только то, что он сам написал о себе в своей книге. Это церковный сан — архидиакон, и что он сын патриарха Макария. Больше ничего! Считают что он родился около 1627 года, но БСЭ сообщает, что годы рождения и смерти не известны. Арабский подлинник книги не известен. Так действительно ли под именем Павел скрывался тот человек о ком мы думаем? Действительно ли он умирает в Тифлисе? И где он похоронен?


Далее
Назад



Используются технологии uCoz