назад
Итак, мы определили, что постройка Успенского собора и помещение в него Владимирской иконы Богоматери похожа во многом на библейское описание соответствующих деяний царя Соломона.
Сравним теперь описание библейского Ковчега с образом православной иконы.
- Ковчег был деревянный, из дерева ситтим (якобы акация). Но и иконы православные пишут на деревянных досках разных пород деревьев.
- Он был "обложен" снаружи и изнутри "чистым золотом" и вверху украшен золотым венцом. Наиболее чтимые православные иконы имеют золотой или серебряный оклад, а некоторые обильно украшены драгоценными камнями.
- Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева "ситтим" и обитые золотом. Крупные иконы, да если еще в ковчеге, весят немало. Во время крестных ходов их носят на специальных носилках с шестами по нескольку человек. Для этих целей на некоторых иконах закреплялись специальные кольца. Есть еще особый вид икон, называемый хоругвью, их носят на шестах. Хоругви и шесты к ним являются неотъемлемым атрибутом православного храма.
Учебник по православию для верующих [7] почти напрямую приравнивает КЗ из приведенных фрагментов Библии с понятием Иконы. «Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творцом нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов (Исх. 25). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом».
Отметим, что Ковчегу Библия приписывает всевозможные чудеса, равно как и святым иконам приписывается чудодейственная сила.

Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди КЗ как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Чис 10:33).
Сходные свойства, согласно приданиям, проявили практически все русские иконы, которые сами определяли направления движения и места, где они «хотели» остаться. Такова история и главной русской святыни - Владимирской Иконы Божьей Матери… Когда князь Андрей Юрьевич Боголюбский, отправляясь из Киева в Северо-Восточную Русь, решил взять чудотворную святыню с собой, то при подъезде к городу Владимиру кони, запряженные в сани с чудотворной иконой, остановились, и никакой силой невозможно было заставить их сдвинуться с места. Тем самым Божья Матерь указала, где ей угодно было пребывать. На этом месте позднее построили Боголюбовский замок.

К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Нав 6:4-12).
Эти действия соответствуют в христианстве Крестному ходу (КХ). Даже в учебнике вопросов и ответов по православию дается толкование КХ через этот ветхозаветный сюжет. «Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.
Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.» [Там же]

Иван Коваленко. Крестный ход. 2005 г. [8]
«Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих.»
Иосиф Флавий несколько иначе описывает шесты, на которых переносился КЗ. В частности, он пишет, что они располагались крестом. Сегодня такой картины во время крестного хода не увидишь, но вот еще в конце 19-го века это было возможно. Илья Репин на своем полотне «Крестный ход в Курской губернии» увековечил перенос ковчега с иконой «Курская Коренная». Как видим, на картине изображены крестообразные носилки, а сам ковчег во многом соответствует библейскому описанию, с той только разницей, что стоит вертикально.

И. Репин. "Крестный ход в Курской губернии" (1883) [9]


Увеличенный фрагмент с ковчегом.
Читая библейские тексты с упоминанием КЗ, порой испытываешь ощущение, что схожие сюжеты прямо списаны с русских летописей. Таков, например. сюжет из Первой книги Царств [глава 4].
3.И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.

4.И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.

5.И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.

6.И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.

7.И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;

8.Горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это - тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
В этом тексте просматривается аналогия с сюжетом, присутствующем сразу в нескольких летописях. Так, в 1395 году к московским пределам подошла армия грозного завоевателя Востока Темир Аксака. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и встал на берегу Оки. Все войско с князем стало усердно молиться Богу и Пресвятой Богородице. Князь повелел, чтобы из Владимира доставили икону Богородицы. Вокруг Москвы прошли крестные ходы, сопровождаемые толпами народа; впереди несли чудотворный лик Богоматери Владимирской. И, о чудо! «.. в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлану было видение. Во сне он увидел великую гору, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в лучезарном сиянии — Дева неописуемого величия, окруженная армией ангелов с пламенными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и после совета с военачальниками велел полчищам повернуть вспять». [10]
В 1451 году к Москве подступил новый враг, ногайский царевич Мазовша. «Он уже стал разорять и жечь предместья, когда святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Жители Москвы самоотверженно сражались с врагом. Но утром они увидели, что под стенами уже нет врага: ночью по неизвестной причине он бежал от Москвы. Как потом выяснилось, враги услышали вдали шум и подумали, что это великий князь, собравший многочисленное войско, пришел на выручку Москве. Великий князь Василий III поспешил в церковь и на коленях со слезами благодарил Небесную Заступницу».[там же]
Тридцать лет спустя происходит аналогичное событие, получившее собственное название в русской истории – стояние на Угре. Осень 1480 года, хан Ахмат подошел к московским пределам и стал по левую сторону реки Угра. Русские войска московского князя Иоанна III встали на другом берегу. Это противостояние закончилось уходом татар с поля боя. В Сказании говорится, что Великий Князь Иван Васильевич «…посла в Володимир по чудотворную икону Пресвятыя Богородици, и повеле ея принести второе на Москву, в заступление царствующему граду Москве и всея Российской земли». [Там же] Так Владимирская икона вновь защитила Москву.
Подведем некоторые итоги и представим их в виде сравнительной таблицы.
Таблица 1.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА
ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
Размер : 75х75х125см (примерный размер, в виду не однозначной величины локтя)
Икона Владимирская: 104 x 69 см. первоначальный размер 75х55 т.е. икона помещается в размеры библейского ковчега.
Сделан из дерева
Писаны на дереве
Богато украшен
Наиболее чтимые богато украшены драгоценными камнями, золотыми и серебряными окладами
Украшен двумя херувимами
На некоторых иконах или их окладах изображают двух ангелов
Висит в воздухе и передвигается по воздуху
Висят в воздухе и передвигаются по воздуху
Излучает свет
Излучают свет
Обладает чудодейственной силой
Обладают чудодейственной силой
Его носят в походах впереди процессии
Их носят во время крестных ходов впереди процессии
Имеет кольца для специальных шестов во время носки
Носимые иконы имеют кольца для носки на специальных шестах
Содержит две скрижали с заветом божьим
Изображены две персоны: Богородица и младенец, каждый из персонажей в символическом смысле является заветом господним
Представляет собой ящик, но эфиопские таботы (копии ковчега завета) в массе плоские доски
Доска
Его носят перед войском перед битвой
Их носят перед войском перед битвой
Используется для устрашения врагов
Используются для устрашения врагов
Для него построен Храм Соломона
Для Владимирской иконы построен Успенский собор
По одной из версий отождествляется с девой Марией, а в эфиопском эпосе отождествляется с женским началом
Изображена Богородица
Царь Давид плясал перед ним
В Эфиопии пляшут и сейчас, а в Мексике богородица покровительница клоунов
Продолжение следует...


Литература.

1. Серж Моро. Под сенью акации. http://sergmoro.narod.ru/
2. История Беларуси IX-XVIII веков. Первоисточники. http://starbel.narod.ru/graviury/gal.htm
3. Г.Хэнкок. Ковчег завета. http://ufo.metrocom.ru/book3/hanco3/hanco3.htm
4. КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Efiop/Kebra/framepred.htm
5. Мифологический словарь. Сов. Энциклопедия. 1991г.
6. СКАЗАНИЕ о Влахернской иконе Богородицы. http://www.mir.voskres.ru/mirbo04/a8.htm
7. О святых иконах и крестных ходах в вопросах и ответах. http://pokrov.gatchina.ru/library/oikonax.htm#1
8. Выставка работ художника Ивана Коваленко. http://pokrov.schelkovo.su/life_hram/ivank_pn1.html
9. Илья Репин. Крестный ход. http://www.artwall.ru/index.phtml?productID=2808
10. Чудотворные иконы на Руси. Гришечкина Н.В. http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/9.htm



Используются технологии uCoz