О РУССКИХ КОРНЯХ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОГО МАСОНСТВА
Далее Назад
В предыдущих работах [1] я показал, что большинство библейских, апокрифических и легендарных биографических данный царя Соломона оказываются тождественны аналогичным сюжетам из жизнеописания царя Алексея Михайловича Романова. Библейский Соломон также является одним из основных персонажей главной легенды масонов, легенды об Адонираме. Разбор этой легенды мною уже приводился ранее. Но само масонство и особенно история его возникновения окутаны покровом тайны в виде различных легенд. Самая распространенная из которых, так же напрямую связана с царем Соломоном, со строительством его знаменитого храма. Попытке сопоставить это предание с историей второго Романова и посвящена эта работа.

В виду не однозначности отношения общества к масонству, многочисленная литература, посвященная ему, делиться на про масонскую и анти масонскую. Но в части происхождения последнего, они едины и делят историю его возникновения на легендарную и историческую (достоверную) части. Причем легендарную составляющую чаще всего относят ко времени царя Соломона, в то время как первые документальные факты датируются 17-18 веками. Уже на этом этапе можно отметить, что в рамках рассматриваемой версии Соломон = Алексей Михайлович оба периода совмещаются на конец средневековья. Не вдаваясь в подробности становления масонства, описанные однозначно во всех источниках, отмечу только, что появление его в современном варианте относиться к началу 18-го веков. И начиная с Англии-Шотландии оно стремительно распространялось по основным европейским странам включая Россию. Именно российская часть истории мирового масонства представляет для нас наибольший интерес. В вопросе появления масонства в России чаще всего упоминают некое предание о принятии Петра I в масоны во время его великого посольства. Он якобы принял посвящение в 1699 году от Кристофера Рена. Но эта версия не имеет никакого документально подтверждения. Некоторые же источники упоминают другое предание. Согласно ему, первая ложа возникла еще в царствование Алексея Михайловича, а Досточтимым Мастером ее был Брюс. Вот это та версия, как мы понимаем, оказывается тождественной выдвигаемому в исследовании предположению. Само это предание так же не имеет документального подтверждения. Однако есть основания считать иначе, ибо подтверждающий документ, как мне кажется, существует и даже хорошо известен. Но архаичная форма его изложения сделала трудно воспринимаемым для читателя его истинный смысл. Речь идет об известной книге царя Алексея Михайловича «Урядник сокольничего пути» [2] (далее «Урядник»). Правда авторство самого царя не однозначно, но то что он участвовал в составлении или был заказчиком книги это не вызывает у исследователей сомнения. Книга посвящена вопросам соколиной охоты – любимой забавы царя, и сегодня часто цитируема на Интернет сайтах с охотничьей тематикой. Однако, на поверку, в книге, вопреки ожиданию, вы не найдете описания приемов охоты, повадок птиц, методов ловли, дрессировки и т.д. То есть всего того, что потребно от руководства по охоте, на самом же деле в книге описан некий около охотничий ритуал посвящения из младших сокольников в старшие. И вот этот-то ритуал, как я постараюсь показать далее, в точности соответствует известному обряду инициализации в масоны. Сама процедура масонского посвящения описана, с небольшими вариациями, во многих источниках, но наиболее сравнимой к нашему случаю является тот вариант, где происходит посвящение в младшие степени. И если коротко ее описать, то выглядит она примерно так [3-11]. Церемонию проводят в специальном помещении называемом ложей. Она имеет особое убранство. Претендента поначалу помещают в отдельную комнату ожидания. Затем его, с завязанными глазами и полураздетым, ведут в ложу и ставят на ковер перед мастером. Снимаю повязку с глаз. Читают текст, разъясняют некоторые моменты масонства, заставляют дать присягу. После этого вручают символические орудия труда, знаки отличия, одежду. Далее все поздравляют новичка. И завершает церемонию торжественный обед (Рис.1).

Рис.1. Посвящение в масоны, XIX век.

Но перед тем как сравним этот обряд с описанным в рассматриваемой книге, скажем несколько слов о самих царских сокольника.
Как известно любимым занятием царя Алексея Михайловича была соколиная охота. В мировой истории он остался как один из главных почитателей этого вида развлечения. Много времени царь уделял ему, а для целей охоты у него были приспособлены несколько слобод в которых содержались порядка трех тысяч ловчих птиц и свыше ста тысяч голубей на их прокорм. Обслуживали это хозяйство специальные люди – сокольники. Это были особо приближенные к государю люди. Управление соколиной охотой осуществлялось непосредственно Приказом Тайных Дел. В соколином хозяйстве было строго иерархическая система подчинения: во главе стоял ловчий, служившие делились на начальных и рядовых; последние подчинены были и действовали по указанию первых, а первые руководились непосредственными распоряжениями ловчего. (Сразу отметим, что и масонство представляет собой иерархическую структуру, разбитую на степени посвящения и в зависимости от типа может иметь от 3 до 33 (и более) ступеней посвящения. А в самой ложе определено несколько должностей.) Все лица, состоявшие при царской охоте, как бы ни было незначительно их положение, считались на действительной царской службе. Их деятельность была не вольным заработком, но именно царской ответственной службой. Их принимали на службу по присяге –«крестоцелованью». Поставление сокольников в «начальные» сопровождалось торжественной церемонией, описанной как раз в «Уряднике сокольничего пути», составленным по случаю пожалования в начальные сокольники рядового сокольника Ивана Ярыжкина. Считается что впоследствии, как установившийся обряд, он применялся при каждом новом назначении из рядовых в начальные сокольники.
Далее я буду приводить описание порядка «поставления» цитируя как «Урядник», так и работу Н.Кутепова [12], который в свою очередь заимствовал изложение «чина» у Забелина.

1. Прежде всего наряжали, т. е. убирали, переднюю избу Сокольничья пути, т. е. сокольничего потешного дворца, в которой на первом месте, в переднем углу, устраивали место для государя: «…Петръ Семеновичь Хомяковъ, велитъ переднюю избу соколенного пути нарядить к государеву пришествию. И велитъ послать коверъ диковатой и положить на ковер озголовья полосатое бархатное (для государя)…» [2]
- Масонская ложа имеет свое особое убранство и, как известно, в ней обязательно присутствует тронное место председателя или мастера стула (великого мастера).

2. Далее против царского места среди избы устраивали место для посвящения в начальные сокольники (его называли «нововыборным»), для этого клали на пол сена и накрывали попоною, место это называлось «поляново».

- В ложе перед заседанием расстилается ковер с масонской символикой, на который по процедуре становиться посвящаемый.

3. По углам поляново ставили четыре стула для птиц. На стулья сажали птиц.
Позади «полянова уряжали стол», на котором раскладывали птичий наряд клобучки, колокольцы, обножцы и сумку с изображением райской птицы гамаюна, в которой хранилось письмо, а в нем написано «уставление, укрепление, обещание нововыборного», наконец, вабило, ващагу, рог и полотенце. А так же наряд нововыборного. От стола справа и слева стояли по рангу сокольники различных статей и держали птиц; другие стояли без птиц подле лавок; все были одеты в лучшие платья и стоят без шапок.

- В ложе перед мастером стула ставят стол или алтарь с символическими предметами ритуала как-то Библия, циркуль, угольник, молоток, шпага и другие предметы. По углам ковра ставят три больших подсвечника со свечами. Вдоль ковра справа и слева выстраиваются члены ложи.
На работы в ложе масон должен являться в соответствующем костюме. Обязательный атрибут костюма это запон (фартук), его размеры, расцветка и изображенные на нем символы должны соответствовать степени посвящения владельца.
В масонскую атрибутику входят так же и специально украшенные сумки (рис.2).

Рис.2. Сумка масонская.

4. Урядив и устроив все по чину, одевали нововыборного в новый цветной кафтан, жалованный государем по случаю торжества, и в желтые сапоги.
В этом первоначальном наряде он выходил до времени в другую избу.

- Из текста следует, что нововыборный первоначально был раздет. Так же и посвящаемый в масоны находится в ложе полураздетым. У него оголены левая грудь и рука, а так же правое колено (по другим вариантам с засученной штаниной и снятым башмаком). Из специальной темной комнаты ожидания его приводят с завязанными глазами.

5. Когда все было готово, государь входил в избу и садился на своем государевом месте. Мало повременя, подсокольничий подступал к государю и докладывал: «Время ли, государь, образцу и чину быть?» – «Время. Объявляй образец и чин», – отвечал государь.

- Здесь просматривается церемония открытия ложи, в которую входит процедура приветствия мастера, выполняемая надзирателем.

6. Далее, согласно «Уряднику» происходила специфическая церемония наряжения птиц которые отдавались в ведение нового начального сокольника. Делался доклад царю о готовности к приему нововыборного и спрашивалось разрешение его привести. На что и получали добро. Посланный отправлялся в другую избу, где ожидал нововыборный, и передавал ему «честные речи» подсокольничего и тот выражал готовность идти. Посланный шел вперед один и докладывал, что нововыборный идет тотчас. И по приказу подсокольничего нововыборный входил в избу по чину, в сопровождении двух старых рядовых сокольников; войдя и став рядом, они молились и затем ожидали речи подьячего. Соколиный подьячий по чину докладывал, что нововыборный великому государю челом бьет. И нововыборный с товарищами кланялся государю до земли.

- В масонском обряде так же следует череда вопросов и ответов, например как «стерегущий» перед вводом посвящаемого спрашивает: - «Кто нарушает покой наш? И следует ответ: - Свободный муж, который желает быть посвящённым в орден свободных каменщиков". Затем Великий Мастер предлагает целый ряд вопросов, которые так же, как и ответы на них, передаются чрез посредство первого надзирателя и стерегущего брата.   "Как зовут? Сколько от роду лет? Где родился? Какого закона? Где жительство имеет? Какого звания в гражданском обществе?" И далее Великий Мастер восклицает: "Впустите его!" [9]


7. Затем два старых сокольника по возгласу подсокольничего брали нововыборного под руки и ставили на поляново среди четырех птиц; взяв от него шапку, кушак и рукавицы, они отступали в сторону и становились по бокам стола с нарядами.

- Здесь просматривается один любопытный момент. Дело в том, что в масонском ритуале в этом месте также двое братьев ставят новичка на ковер, но по той причине требуется их помощь, что посвящаемый в данный момент находиться с завязанными глазами и сам стать не может. Похоже, что и в «уряднике» новоизбранный находиться с закрытыми глазами, хотя прямо об этом и не упоминается но, по-видимому, шапка его надвинута на глаза, ибо ранее в тексте делался акцент, что подсокольничий стоял «надЪвъ шапку искривя». Поставив посвящаемого на ковер, у масонов с глаз его снимают повязку, а в «Уряднике» снимают шапку. Так же оголяют некоторые части тела новичка.

8. Тогда начальные сокольники брали со стола наряд: один – шапку горностайную, другой – рукавицу с притчами, третий – перевязь с сумкой, четвертый –тесьму золотую, а остальной наряд брали на руки поддатни нововыборного: один держал вабило, другой – ващагу, третий – рог и четвертый – полотенце.
Вслед за этим, немного подождав, подсокольничий докладывал: «Время ли, государь, мере и чести и укреплению быть» – «Время, укрепляй». И по команде подсокольничего сокольники подступали к нововыборному и обряжали его. Один, начиная с младшего, опоясывал тесьмою, другой надевал перевязь, третий рукавицу с притчами, а старший, стоя у наряда, держал шапку до указа. Потом подступали подначальные нововыборного и обряжали его в остальной наряд: к левому боку прицепляли за кольцо вабило, на правый – также за кольцо – ващагу и серебряный рог и наконец привешивали полотенце.
- Как можно видеть, этот этап посвящения в сокольники довольно точно соответствует масонскому, с той лишь разницей, что у последних, вручаемые предметы относятся только формально к профессии каменщика, но уже наделены совсем иным философским смыслом. В то время как вручаемые предметы в «Уряднике» сугубо профессиональные от профессии сокольника и без вторичных значений. Так в масонском обряде посвящаемому вручается белый кожаный запон - фартук как знак, что профан вступил в братство каменщиков созидающих Великий Храм человечества. Ему дают лопаточку серебряную, неполированную, «ибо отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы. » Пару (или две) белых перчаток — в напоминание того, что лишь чистыми помыслами, непорочною жизнью, можно надеяться возвести храм премудрости. Так же обрядоначальник вручал посвященному ленту-перевязь, знаки ложи, степени, должности и еще шпагу. Лента-перевязь была необходимой составляющей масонского ритуального облачения; она носилась с левого плеча к правому бедру. А знак ложи носили на перевязи как настоящий меч, который был символом борьбы. Шапка - круглая шляпа, тоже атрибут спектакля масонского посвящения.
9. Далее подсокольничий кликал подьячего и приказывал ему взять из сумки гамаюн письмо и зачитать его. В этом письме излагались обстоятельства пожалования, обозначались даруемые нововыборному награды, и в заключение в виде наказа объяснялось, какими добрыми качествами должен обладать пожалованный начальный сокольник и как должен исполнять свои новые обязанности. В изложении обстоятельств пожалования в «Уряднике» разбирается биография претендента с момента его принятия в рядовые.
- Поскольку сокольники были элитной прослойкой царского окружения, особо доверенные люди то в них принимали только наследственно или, в исключительных случаях, по рекомендации. Так же и в масоны принимают только по рекомендации двух братьев. При этом устанавливается испытательный срок во время которого отслеживается вся жизнь претендента. Как и в зачитываемом письме из «Урядника» профану объясняют какими добродетелями он должен обладать и как он их должен достичь. Кандидат слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала.



Используются технологии uCoz