Назад На главную
В продолжение письма представлялась и отрицательная сторона, всякие провинности, которые влекли за собой неумолимый суд и казнь, точно так же как первое вело к царской милости и жалованью. И чтобы нововыборный мог нагляднее себе представить и тверже запечатлеть в памяти, что добро и что зло, и то, и другое изображено было притчами на рукавице. (Притча – это символический рисунок). Как пишет Путилов, здесь были изображены в лицах обряды пожалования и самые предметы награды. Точно так же были изображены путы железные, и в лицах – тюрьма, ссылка и казнь беспощадная – зло, которого должен ожидать сокольник за дурное поведение и за дурные качества.
«… А будет учнешь быти не охоч, и не радетен, и во всяком нашем государеве деле непослушлив, ленив, пьян, дурен, безобразен, и к подсокольничему и ко всей братье к начальным сокольникам непокорен, злословен, злоязычен, клеветлив, нанослив, переговорчив, и всякого дурна исполнен, и тебе не токмо связану быть путы железными или подписану за третью вину, безо всякия пощады, быть сослану на Лену. И будет хочешь добра найти или зла, смотри на рукавицу, и там явного всякого добра и зла насмотришься, и радоватися начнешь и сумневатися». [2]
После этой речи, поклонившись государю до земли, новопожалованный сокольник говорил в ответ свою речь такого содержания: «Готов тебе, великому государю, служить верою и правдою, и обещаюся во всякой правде постоянен и однословен быть, и тебя, великого государя, тешить, и ездить, и радеть и ходить за твоея государевою охотою до кончины живота своего, кроме всякия хитрости». [там же]
Среди царских наград нововыборному было и « велЪли тебя писать полным имянем».

- В масонском же обряде посвящаемый читал следующий текст клятвы: "Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание, обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника".[11]
В зависимости от посвящаемой степени ложа и темная комнаты украшались символьными объектами, как-то скелет, гроб, мертвец и др. После принесения клятвы на верность братству, посвящаемый также получает и масонское имя, а затем занимает место на скамьях учеников.

10. Закончив свою речь, новопожалованный дважды кланялся государю до земли. А затем наступал торжественный момент обряда с употреблением условного, таинственного языка. Так подсокольничий докладывал государю: «Врели горь сотьло», отвечал государь: «Сшай дар». После чего подсокольничий подходил к новопожалованному и провозглашал указ государя отдать нововыборному кречета с наказом его беречь. Затем вручалась и надевалась на него горностаевая шапка.
Потом ему подносили по очереди трех остальных птиц, которых он, мало подержав на руке, возвращал своим поддатням (Рис.3).


Рис.3. К.В. Лебедев. Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Алексея Михайловича

- В масонском обряде так же присутствуют тайные слова и символы смысл которых разъясняется новичку в процессе посвящения.


11. Когда церемония приема птиц оканчивалась, новопожалованный снова бил челом государю. Старший из начальных сокольников брал его за руку и ставил на начальном месте, т. е. ставил на первое место в ряду сокольников статьи, вручаемой новопожалованному. Здесь новопожалованному здравствовали, поздравляли его в государской милости, подсокольничий и все начальные и рядовые сокольники.

- Так же и по завершении масонского посвящения все братья поздравляют новичка.

12. После этого подьячий по государеву указу приглашал всех участников торжества к столу – «наслаждаться по его государской милости». И на этом чин поставления в начальные заканчивался и государь шел в свои хоромы. Затем начиналось уже пиршество, но опять по чину и обряду так же подробно описанному в «Уряднике».

- В равной степени и масонский обряд посвящения (или заседание ложи) заканчивается застольем называемым Агапа [13].

И так, мы видим, что по основным моментам, посвящение в старшие сокольники, описанное в «Уряднике», соответствует обряду английского трехстепенного так называемого «иоановского» (или «символического») масонства, являющегося самым младшим в иерархии. И здесь очевидно возникает вопрос о приоритете. Кто у кого заимствовал обряд, царь - ли у английских масонов или наоборот, как это часто бывает, рожденная на русской земле идея уплывает на запад и в переработанном виде возвращается к нам как товар. Однако очевидные признаки говорят, о российских корнях происхождения обряда. И, прежде всего это датировка «Урядника». Книга датируется 1668 годом, но в самом тексте есть отсылка на более раннюю дату: «…В прошлом, во 157 (1649) году, взятъ ты по нашему, великого государя, указу в нашу государеву сию славную и от насъ милостивую охоту…». Это отрывок из письма зачитываемого нововыборному. То есть исходно текст книги был составлен в самой середине 17-го века! Полное же название книги – «Книга глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», а раз это новое уложение, значить было и старое.
К сказанному надо вспомнить, что современное спекулятивное масонство выросло из своей начальной формы так называемого оперативного масонства. А, как известно самая ранняя запись о присутствии на заседании оперативной ложи не каменщика относится к 8 июня 1600 г., когда Ложа Эдинбурга (Шотландия) принимала в своих стенах Джона Босуэлла. В Англии же первое, зафиксированное в источниках посвящение в масонскую ложу лица, не имеющего отношения к строительному ремеслу, относится только к 1646 году. И только к началу XVIII века каменотесы и строители были практически полностью вытеснены из лож. И в этом плане к середине 17-го века какая-то цеховая организация шотландских - английских каменщиков ни как не могла дать русскому царю идею творческого подражания для реорганизации своих сокольников. Судя по всему «Урядник» является самым древним, из известных, документом описывающим обряд посвящения по масонскому образцу. Показываемый же сегодня в различной литературе масонский ритуал представляется как глубоко переработанный (и где-то упрощенный) чин посвящения из «Урядника». При этом он выглядит мистически и даже несколько жутковато. В тоже время царский обряд хоть и описан архаичным средневековым языком, но выглядит веселой забавой. И не даром царь собственноручно подписал на книге: «делу время и потехе час»!
Почему же считается, что масонство зародилось в Англии и Шотландии? Возможным ответом на этот вопрос служит тот факт, что в середине XVII – го века в Англии пришел к власти Кромвель. От его террора разбежались по свету сторонники свергнутого короля. Нашли они пристанище, в том числе и в России. Среди знаменитых шотландцев при русском престоле были такие известные личности как Христофор Галовей, Яков Брюс, Патрик Гордон и другие. Кто-то после казни Кромвеля вернулся на родину и возможно привез из далекой России забавный царский обряд посвящения…
Таков сравнительный анализ двух ритуалов. Можно по разному трактовать их сходства и различия, но стоит прислушаться к словам мудрого царя Тишайшего сказавшего в «Уряднике»: «… Аще с разумом прочтете, найдете всякого утЪшнаго добра; аще же ни, наслЪдите всякого неутЪшнаго зла».


Литература

1. Серж Моро. Под сенью акации. http://sergmoro.narod.ru/
2. Урядник сокольничего пути. http://old-rus.narod.ru/08-54.html
3. Финдель И.Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящаго времени. 2 тома. Спб., 1872-1874.
4. История масонства. - Смоленск: «Русич», 2002.- 496с.
5. М. Бейджет, Р. Ли. Храм и ложа.- М.: «Эксмо», 2003.-352с.
6. Ю. Голицын. Тайные правители человечества.- Спб.: «Золотой век», «Диамант», 2000.-512с.
7. Л. Бурлуцкая. Тайные общества, или кто правит миром.- М.: «РИПОЛ классик», 2003.-432с.
8. Борис Башилов. История русского масонства http://www.libereya.ru/biblus/bashilov/
9. Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/B/Brachev/mason/index.html
10. Ю.Н.Лукин. В мире символов. http://lib.rus.ec/b/164681/read
11. В. Ф. Иванов. Тайны масонстваю. http://www.magister.msk.ru/library/history/mason/ivanovv1.htm
12. Николай Кутепов. Царская охота на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича XVII век. Том 2. СПб., 1898.
13. Официальный Сайт Великой Ложи России. Словарь масонских терминов. http://www.freemasonry.ru/library/glossary/



Используются технологии uCoz