Параллели
Назад Далее
Между двумя историями строительства Успенского собора просматривается явный параллелизм. Формально это отмечают и современные комментаторы. Описывая историю строительства современного здания митрополитом Филиппом, они подчеркивают подражание им своему далекому предшественнику - митрополиту Петру. Посмотрим, какие же факты из их биографии заставляют так думать.(13).

Таблица I
Собор постройки 1326-1327гг.
Строительство началось 4 апреля
Идею строительства нового собора Ивану Калите подал митрополит Петр.
Петр сам участвовал в строительстве и в северной части собора Петр собственоручно устроил себе гробницу.
Петр умер до окончания строительства собора
Преемник Петра, Феогност в 1329 году основал в его память придел - пристройку с северо-востока с престолом, посвященным празднику поклонения веригам апостола Петра (Петроверигский придел). Эти вериги чудесным образом упали с апостола, заключенного в темнице, когда его освободил ангел. Апостол Петр был святым покровителем Петра-митрополита.

Собор постройки (1472)1475-1479гг.
Строительство началось в апреле
Идею строительства нового собора Ивану III подал митрополит Филипп.
Филипп сам участвовал в закладке собора, а почувствовав приближение кончины, заложил в строящемся соборе себе гробницу. Автор подчеркивает, что Филипп "прежде всех своими руками <...> начало полагает, иде же алтарю быти, таже по странам и по углом"
Филипп умер до окончания строительства собора
Автор летописи рассказывает о железных веригах, обнаруженных на теле Филиппа о которых никто на знал, их впоследствии повесили над его гробом.


Существует икона, посвященная митрополиту Петру, она так и называется "Митрополит Петр в житии" и выполнена, как говорят, на рубеже XV-XVI вв. «Один из наиболее чтимых русских святых изображен в момент богослужения в парадном облачении – украшенном жемчугом и драгоценными камнями саккосе. Фигура митрополита – удлиненная, легкая, бесплотная – как бы парит на светлом фоне. Вокруг средника помещены клейма, повествующие о жизни митрополита, среди них имеется и сцена закладки Успенского собора». (14).

Икона "Митрополит Петр в житии".(14).



Посмотрим на клеймо изображающее закладку собора. (15).

Закладка Петром Успенского собора в Москве в 1326 г. и собственной гробницы близ жертвенника. Клеймо иконы "Митрополит Петр с житием" (15).

Здесь видно, что митрополит Петр что-то делает на стройке и что-то у него есть в руке..
При детальном рассмотрении можно увидеть, что в руке у него... циркуль!


Увеличенный фрагмент
Циркуль, как символ геометрической стройности, история русской архитектуры впервые связывает именно с Успенским собором образца 1479 года. Исследователями подчеркивается не знаемая до селе геометрическая симметрия собора Фиораванти, положившего в основу конструкции пропорции золотого сечения . Среди поразивших летописца приемов у Аристотеля есть и подчеркивание процесса строительства по «правилу» и «кружалу», то есть по линейке и циркулю . Ни чего подобного не известно о соборе митрополита Петра. И тем не мение циркуль мы видим в руке Петра! Это одна странность иконы. Второй момент, даже если считать, что икона на самом деле изображает митрополита Филиппа, это то, почему циркуль помещен в руку митрополита, а не архитектора! Иными словами летописи приписывают архитекторские заслуги Фиораванти, а графический источник, теже заслуги, приписывает митрополиту. И это при том, что оба источника исходят из одного ведомства – церковного.
И так, это первый намек, что архитектор Успенского собора обладал высоким духовным саном. А теперь вернемся к загадке в загадке из «Сказания о Соломоне и китоврасе.» Вспомним, что Китоврас отмеряет прут длинной 4 локтя и бросает под ноги Соломону, последний расшифровывает это действие пленника своим боярам, как фразу: «Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня...» Здесь очевидный намек на то, что прут китовраса имеет отношение к ... символу власти! Прут – палка – шест - жезл-скипетр -...ПОСОХ! Да, царь Соломон (Алексей Михайлович Романов) уже обладает светской/царской властью, символ коей есть скипетр (подстать под два локтя длинной). А вот духовная власть, символ которой патриарший посох (как раз длинной под 4 локтя), ему не принадлежала. Вся история царствования царя Алексея неразрывно связана с историей патриарха Никона – самого загадочного из русских патриархов! Единство и борьба этих двух властителей душ человеческих олицетворяет собой русскую историю середины XVII- го века. Вся история их общения это вопрос взаимоотношения светской и духовной власти, их единство и борьба. Борьба, закончившаяся победой царя. В этой борьбе патриарха и царя не последнюю роль играл и посох! А их у Никона было много: «...У Никона въ числ&#1123; 16 посоховъ сохранялись еще богатые посохи Филарета и, кром&#1123; того, «посохъ чудотворца Алекс&#1123;я сандальной, рога да шесть яблокъ да наконешникъ, серебряные, золочены, р&#1123;зные, одно яблоко прор&#1123;зное...». (16).
Один из эпизодов с посохом патриарха, известных сегодня, сильно напоминает знакомый сюжет из «Сказания...»: «Царь не решался даже ходатайствовать перед ним (Никоном) об отмене того или другого решения: "я боюсь патриарха Никона - говорил он; может случиться, что он отдаст мне свой посох и скажет: возьми его и правь сам монахами и священниками; я не мешаю тебе в управлении воеводами и воинами, зачем же ты идешь мне наперекор в управлении монахами и попами?" (17).
Сравним в таблице еще раз два эти сюжета.
Таблица II
Соломон
...Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: «Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня.» И сказал Соломон Китоврасу: «Не по прихоти своей привел тебя, но по повелению господню, чтобы спросить, как строить святое святых, так как не позволено мне тесать камни железом

Алексей Михайлович
...я боюсь патриарха Никона - говорил он; может случиться, что он отдаст мне свой посох и скажет: возьми его и правь сам монахами и священниками; я не мешаю тебе в управлении воеводами и воинами, зачем же ты идешь мне наперекор в управлении монахами и попами.

И так мы нашли уже два косвенных намека на то, что главный строитель Храма Соломона имел высокий духовный сан. Вспомним, что еще один источник рассказывает о строительстве Храма – это «Великая легенда» масонов! И тут нам становиться понятен странный на первый взгляд сюжет из нее, когда Адонирам демонстрирует царице Савской свое могущество: «взошел Адонирам на близ стоящую гранитную глыбу и стал на ней на виду отовсюду, и поднял он правую руку свою, и назнаменовал он на воздухе рукой горизонтальную черту, и из середины ее опустил перпендикуляр, изобразив мистическое “Тау”.
T
И во мгновение со всех сторон стали сбегаться к Адонираму рабочие всех родов мастерства, племен и наречий. И вся эта более чем стотысячная армия рабочих мгновенно построилась в ряды, как войско к бою....». (18).
Сегодня православный священник, если хочет кого-то благословить, то чертит в воздухе КРЕСТ - точками по вершинам креста. А вот католический священник делает тоже самое, но чертя в воздухе крест линейно, проводя сперва в воздухе горизонтальную черту, а затем вертикальную, то есть рисуя ту же «тау» – «тэ»-КРЕСТ!
Три независимых источника нам намекают на духовный сан Адонирама!
Ну, а что же известно об архитектурных способностях патриарха Никона? Сегодня понятие Никон – строитель неотъемлемо от его биографии. Но преподносится это преимущественно как метафора, типа Ленин с бревном или Лужков с лопатой. Иными словами он повелел, и построили... Его повелением, за недолгие шесть лет правления, построены три монастыря: Иверский Валдайский мужской монастырь (основал 1653 году), Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (основал 1653 году), Кийскй (Онежский) Крестный монастырь (основал 1656 году). По свидетельству митрополита Макария, эти «три монастыря патриарха Никона — три памятника его чрезвычайного могущества. В лице Никона власть Русского Патриарха достигала такой степени, какой она не достигала ни прежде, ни после». (19).
На разных стадиях строительства этих монастырей Никон принимал непосредственное участие. При строительстве Воскресенского монастыря он сам был разнорабочим. А в Кийском монастыре даже сам копал колодец, единственный питьевой на острове. Известно, что для Валдайского монастыря основные положения и требования к строительству были собственноручно изложены Никоном в специальной грамоте с чертежом, отосланной в монастырь в конце февраля 1654 года. Непосредственное руководство строительными работами возлагалось на присланного Никоном подмастерье Василия Наумова. (20). Однако, Никон не только руководил работами, но и принимал в них непосредственное участие как зодчий и как строитель. (21). Многие признают за Никоном и архитектурный талант. Так протоирей Лев Лебедев называет его «архитектор «Божией милостью», по призванию». (22). Г.В. Алферова доказывает в своих работах, что патриарх был не просто заказчиком своих монастырей, но был и их зодчим! (Там же). Она же доказывает, что проект Воскресенского монастыря принадлежал самому Никону. (23).
Библейские стихи перечисляют довольно большой список работ выполненных Адонирамом (Хирам-Авий). Среди них есть и такой стих:
… И тазы, и лопатки, и вилки, и весь прибор их сделал Хирам-Авий царю Соломону для дома Господня из полированной меди. (2Пар.-16).
Из биографии же Никона известно например, что «на больших крестах, которые он воздвигал вокруг Ферапонтова монастыря, на всех своих серебряных, медных и оловянных сосудах велел он делать такие надписи: «Никон, Божией милостью патриарх, постави сей крест Господень (если речь шла о кресте), будучи в заточении за слово Божие и за святую Церковь на Белеозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме». (24).
При желании можно усмотреть так же аналогию между биографическими сюжетами Никона и фрагментами из «Сказания....». Так в последнем говориться о трех колодцах Китовраса, через которые слуги Соломона ловят его налив в них вина.
«И вот он пришел, приник к воде, начал пить и сказал: «Всякий, вина выпив, мудрее не станет.» Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: «Ты — вино, веселящее людям сердце», — и выпил все три колодца». (6).
Нечто схожее мы находим в биографии Никона, когда он после своей «отставки» занялся строительством своих монастырей. На Кий острове он рыл три колодца (один питьевой и два хозяйственных). В это время к нему был подослан, Крутицким митрополитом Питиримом и Чудовским архимандритом Павлом, некто Феодосий с целью отравить его. «Однажды Феодосии поднес опальному патриарху питье в хрустальной кружке, да Никон вылил отраву, говоря: «Гораздо мутно питье, налейте свежего».(24).
Вспомним, что Китоврас наделен даром предвидения. Но и Никону приписывают обладание таким даром! Наиболее часто приводиться сюжет, когда он предвидел свое особождение из заточения в Ферапонтовом монастыре, незадолго до своей смерти.



Используются технологии uCoz