Собор |
Назад | Далее |
Читая сегодня труды посвященные анализу архитектурных особенностей Успенского собора, невозможно отделаться от впечатления, что исследователи из кожи лезут пытаясь привязать собор к архитектурным образцам конца XV века. Вынужденные оперировать в рамках навязанной ложной исторической версии, они оказываются в весьма затруднительном положении.
«...В результате "гениальный итальянец" "сумел так скоро и прекрасно освоиться с лучшими мотивами русской архитектуры, что, глядя на Успенский собор, нельзя догадаться, что его создавал не русский человек, а итальянец. ...Но для тех новшеств, которые применил Фьораванти в московском Успенском соборе, трудно найти непосредственный прообраз и в архитектуре Италии XV столетия. Тем более невозможно увязать их с широко бытующим обобщенным представлением об архитектуре итальянского Возрождения, ориентированным на прославленные флорентийские образцы. ...Церкви зального типа, широко распространенные в романской и особенно готической архитектуре, на Руси не были известны. Для позднего средневековья этот тип связан преимущественно с северной Европой и для Италии мало характерен... Структура собора находит гораздо более близкие аналогии в немецкой готике, но там она неизменно связана с применением сложных звездчатых сводов. ...Нам остается неизвестным, был ли вообще знаком Аристотель Фьораванти с итальянскими зальными храмами, кроме "ступенчатого" ломбардского варианта. ...Таким образом, приходится констатировать, что четкая геометрическая структура московского Успенского собора, скорее всего, не восходит к каким-либо известным ранее Аристотелю Фьораванти постройкам. ...Наконец, архитектурное пространство подобного типа было реализовано в некоторых, хотя и очень немногочисленных, ренессансных постройках, возведенных после отъезда Фьораванти из Италии. ...Все же следует напомнить, что и у орденских храмов средневековой Италии, по данным последних исследований, широко практиковалось устройство массивных преград, отделявших духовенство от мирян. Правда, устройство преград было иным (в виде пространственных сводчатых конструкций), а о применении их у немногих зальных церквей Италии нам пока ничего не известно. ...В архитектуре Успенского собора ордерных форм нет, как нет в ней и богатой декорации, характерной для миланской или болонской готики XV в. Аристотель Фьораванти определенно остается вне каких-либо архитектурных школ». (Там же). И так, великий архитектор не оставил после себя ни одного сооружения на родине и применил в московском соборе такие конструктивные формы, которых еще не знала Европа! Библия и Флавий помещают довольно подробное описание архитектурных особенностей и внутреннего убранства Храма. Однако надо сказать, что согласно современным исследованиям, здание Успенского собора хранит следы многочисленных реконструкций, ремонтов и понавлений. В нем «не сохранился» оригинальный иконоcтас. Внутреннее убранство почти полностью было уничтожено французами в 1812 году. Необходимо так же учитывать, очевидное желание составителей Библии, максимально зашифровать описание этого знакового для человечества сооружения, с целью исключить возможность его случайной идентификации. Строго научная идентификация, сложная и кропотливая работа, посильная только профессионалам при возможности натурных исследований и доступа ко всей необходимой документации. Не имея таких возможностей, мы ограничимся неким вероятностным сравнением библейского описания и допустимых в прошлом гипотетических архитектурных особенностях Успенского собора. Отметим так же, что Ус. Собор строился по летописным данным 4 года. В то время как Храм Соломона 7 лет. А как я уже отмечал выше, одновременно с У.собором были построены и другие главные храмы Кремля. Собственно говоря, то, что библейский текст описывает архитектуру и убранство среднестатистического ПРАВОСЛАВНОГО храма, не является секретом. Так в работе (9). описывается спор о вере православного священника с протестантом, где священник перечисляет библейские описания Храма Соломона и Скинии Моисея и сопоставляет их с современным православным храмом. Вот и мы проделаем аналогичный путь. Священник, к стати, прямо называет Библию произведением православной церкви: «...Но так как ваши друзья обвинили Апостольскую Церковь, создавшую Библию, в Ее искажении...».Отвечая на вопрос «читали ли Вы Библию», он говорит : « ...А раз и Вы, видимо, знакомы с этой замечательной православной Книгой...». Устройство Храма 5. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира; и сделал боковые комнаты кругом. 6. Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. Если считать, что пристройка была сделана внутри храма, то тогда ее можно назвать – хорами или полатями! Это стандартный элемент внутренней конструкции многих католических и православных храмов. ХОРЫ - в православной церкви - галерея, устроенная вверху иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных до северных дверей. Ограждены перилами, служили местом для молитв, для размещения органа, в раннее средневековье предназначались для высшей знати. В публичных и частных залах X. - балкон на арках, столбах, колоннах (см.), кронштейнах для зрителей, музыкантов или для других целей. (10). Средняя часть храма - собственно храм. Здесь православные обыкновенно стоят во ремя богослужения. У западной стены средней части в помещении второго яруса, на галерее, открытой в храм, устраивались хоры. Отсюда слушали богослужение знатные прихожане. (Там же). Трехэтажные хоры, причем каждые вышестоящие шире предыдущего, это уже напоминает ТЕАТРАЛЬНЫЙ БАЛКОН! Тем более, что Иосиф Флавий дает интересную дополнительную информацию: «Перед этими дверьми царь приказал повесить разноцветные завесы лазоревого, пурпурного и фиолетового цвета из самого прозрачного и тонкого виссона». Если «завесы», это слегка искаженное ЗАНАВЕСИ, то сходство с театром еще более усиливается. К тому же церковная служба и по сей день представляет собой не что иное, как театрализованное действие, не говоря уже о «вертепе». Кстати, царь Алексей Михайлович считается отцом русского театра, поскольку именно по его указу в Кремле были построена «комедийная храмина» - первый в России театр. Три интересных цвета на завесах тоже намекают нам на российские просторы. Лазоревый цвет, это оттенок синего. Пурпурный – красного, а фиолетовый - крайний цвет радуги, сегодня, например, в принятой международной цветовой маркировочной шкале, за фиолетовым цветом идет белый. Здесь узнаются цвета российского флага. А, как известно, впервые этот флаг применил для России опять таки именно Алексей Романов, указав своим указом водрузить его на первом российском корабле. 7. Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. В этом, простом на первый взгляд стихе, кроется некая загадка. Акцент на ней делает «Сказание о царе Соломоне и Китоврасе», где царю почему-то, нельзя использовать железо при строительстве, а нужно использовать «шамир», который сегодня определяется как алмаз. А.Фоменко и Г. Носовский разбирая этот стих Библии, делают вывод о постройке Храма из кирпича. (11). И это отчасти верно, поскольку Успенский собор построен частично из белого камня (высокого качества обработки!) и частично из кирпича. Стены каменные, а столбы и арки кирпичные, т.е., там, где нужна была особая прочность. 10. И пристроил ко всему храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены были к храму посредством кедровых бревен. Фоменко и Носовский разбирая этот стих, выдвигают версию о деревянных строительных лесах вокруг Храма, при этом опираются на вариант этого текста из Острожской Библии: «не очень понятно, как ко всему храму посредством БРЕВЕН можно присоединить какие-то загадочные «боковые комнаты». Придется снова обратиться к Острожской Библии. Она говорит следующее:»ИСОТВОРИ ВЯЗАНИЯ ОКРЕСТ ВСЕГО ХРАМА, пять лакот в высоту его, И СНЯ ВЯЗАНИЕ ДРЕВОМ КЕДРОВЫМ». То есть: вокруг всего храма были СДЕЛАНЫ ВЯЗАНИЯ ИЗ КЕДРОВОГО ДЕРЕВА, а потом эти ВЯЗАНИЯ БЫЛИ СНЯТЫ. Спрашивается, что это такое? Нам кажется, что здесь достаточно четко и не двусмысленно описаны СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА». (Там же). Напомню, что авторы пытаются доказать версию о тождестве библейского Храма Соломона и храма Святой Софии в Константинополе. (Там же). Версия о строительных лесах выглядит не состоятельной, если брать во внимание высоту конструкции, на чем делается акцент в библейском тексте. Невозможно производить все строительные работы с лесов высотой в 5 локтей при высоте строения в 30 локтей. Острожский вариант Библии убирает и путаницу вносимую словом «КОМНАТЫ» в синодальном переводе, поскольку вместо них упомянуто некое ВЯЗАНИЕ и важен для него только один размер – высота. Подобного рода пристройка с наружной стороны здания соответствует в архитектуре православного храма галереям-гульбищам! Если предположить, что библейский текст в этом месте дает описание внешнего вида Храма, то тогда, для гульбища, будет важна преимущественно высота, как параметр при перпендикулярном взгляде. Сегодня нет гульбища вокруг Успенского собора, нет его и на карте «Кремлеград». Но и Острожская Библия говорит, что их сняли. Зато были гульбища вокруг Архангельского собора. Их убрали в XVIII веке. Сохранились гульбища вокруг Благовещенского собора. 16. И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых. Упомянутый тут давир, в Библии Скорины назван АЛТАРЕМ, так же он назван и в Острожской Библии. А упомянутая стена действительно существует в Успенском соборе: «... Кирпич использован и для алтарной преграды, покоящейся на специальных кирпичных арках, которые, в свою очередь, опирались на пилоны и внешние стены, что обеспечивало устойчивость преграды при осадках здания». 7. И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов. О количестве золота и серебра в Успенском соборе стало известно после освобождения Москвы от французов в 1812 году. На одном из столпов собора была найдена надпись оставленная французами, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота. Часть серебра была отбита русскими войсками, оно пошло на возобновление раки митрополита Филиппа и большого соборного светильника весом 328 кг. 2 Пар.6. И обложил дом дорогими камнями для красоты; Интересно в этой связи и описание Успенского собора сделанное нобелевским лауреатом К. Гамсуном в самом конце 19 века. «Храм этот не особенно велик, но нет в мире другой церкви, в которой было бы собрано столько же драгоценных камней, как в этой. Здесь коронуются цари. Храм сверкает золотом, серебром, драгоценными камнями, от пола до самого купола он разукрашен мозаикой и орнаментом, в нем великое множество изображений святых и патриархов, распятий и темных фресок. На одной из стен собора есть небольшое пустое пространство: здесь каждый новый царь вставляет в дар церкви свой камень. Это небольшое пространство ждет новых камней от новых монархов. А кругом на стенах сверкают алмазы, смарагды, сапфиры и рубины» (12) . |