Великий Архитектор
Назад Далее
Вспомним за одно кто по Библии является строителем Храма Соломона.
А таковым Библия называт Адонирама – легендарного зодчего, главного героя главной масонской легенды. В русской же средневековой литературе он остался под именем КИТОВРАС – кентавр! («Сказание о царе Соломоне и Китоврасе») (6).
В «Сказании...», написанном в сильно аллегоризированном, сказочном виде можно усмотреть детали из биографии Аристотеля Фиорованти. Разберем последовательно текст этого апокрифа.
• «...И послал первого из своих бояр со слугами и велел им везти с собой вино и мед и взять овечьи шкуры».
...В июне 1474 г. Иван III направляет своего посла Семена Толбузина в Италию с поручением подыскать архитекторов и инженеров для работы в Московском государстве.
• А для того чтобы поймать Китовраса, потребовалось изготовить железные обручи и цепи. «...Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем божиим».
А вот что известно из биографии Аристотеля. Фиораванти встретился с русским послом. И неожиданно был заключен в тюрьму по обвинению в сбыте фальшивых монет. Но потом выяснилось, что обвинение было ложным. В 1474 году Фиораванти уже был на свободе и встретился с Семеном Толбузиным для подписания контракта на работу в России. За сумму в 10 рублей в месяц, Толбузин уговорил его приехать в Москву.(7).
В этом биографическом отрывке просматривается ситуация «кнута и пряника». Когда архритектора обвиняют в преступлении, и ставят перед выбором: либо тюрьма (цепи?), либо он едет на службу в Москву с окладом в 10 рублей в месяц (железные обручи с именем бога?). «Сказание...» даже повествует каким образом удалось поймать архитектора.

«....И послал первого из своих бояр со слугами и велел им везти с собой вино и мед и взять овечьи шкуры. Пришли к месту Китовраса, к трем колодцам его.... И по наказу Соломона влили в те колодцы вино и мед.... И вот он пришел, приник к воде, начал пить .... Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: «Ты — вино, веселящее людям сердце», — и выпил все три колодца. И захотел немного поспать, и разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же, подойдя, крепко сковал его по шее, по рукам и по ногам...»

Китоврас двигался только по прямой и рушил здания на своем пути.

«...Нрав же его был такой: не ходил он путем кривым, но — только прямо; и когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и рушили дома, ибо он не ходил в обход».

Как известно, Фиорованти поразил россиян всевозможными новинками и техническими решениями. В частности остатки стен предыдущего собора были разобраны всего за неделю с применением стенобитной машины! Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном. В итоге церковь "еже три года делали, во едину неделю и меньше развали". (Уточним, что согласно приводимым мною ранее картам, был разрушен не только Успенский собор, но и другие соборы тоже!).
• Китоврас подымал и опускал камни при строительстве Святая Святых.
«...Китоврас же взял камень и положил на другой камень... Китоврас же снял камень с камня».
В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке "колеса" (блоки), в результате чего "вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети" (Там же).
• Интересно и упоминание в «Сказании» некоей вдовы перед которой жертвует своими принципами Китоврас.
«...И подошли к дому вдовы, и выбежала вдова и закричала, умоляя Китовраса: «Господин, вдова я убогая. Не обижай меня!» Он же изогнулся около угла, не сходя с пути, и сломал себе ребро».
По Библии же и Адонирам был сыном «одной вдовы». А некая «вдова» и ее потомство стали символом масонства.
• Загадку в загадке содержит следующий абзац «Сказания».
«На третий день сказали: «Зовет тебя царь». Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: «Дал тебе бог во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня». И сказал Соломон Китоврасу: «Не по прихоти своей привел тебя, но по повелению господню, чтобы спросить, как строить святое святых, так как не позволено мне тесать камни железом».
Разъяснение Соломона ни чуть не проясняет смысла действий Китовраса, только еще больше напускает туману. А вот утверждение, что Соломону дана во владение вселенная (!), подтверждает главный тезис исследований А. Фоменко о великой империи Руси-Орде. • Дальнейшее развитие событий в «Сказании» порождает интригу с вопросом об истории становления алмазодобычи в России.
«И сказал Китоврас: «Есть птица малая кокот по имени шамир. Детей же кокот оставляет в своем гнезде на горе каменной в пустыне дальней». Соломон же по указанию Китовраса послал своего боярина со своими слугами ко гнезду. А Китоврас дал боярину белое стекло и наказал спрятаться у гнезда: «Когда вылетит кокот, замажь этим стеклом гнездо».
То, что «шамир» это алмаз не вызывает ни у кого сомнения. А какое отношение может иметь этот сюжет к нашим персонажам?
Сохранилось до наших дней письмо Фьораванти на родину, миланскому герцогу, от 22 февраля 1476 г. Документ загадочный, породивший разные гипотезы. В этом письме архитектор сообщает о своей поездке на русский север. Этот то момент в нем и является загадкой. Русские летописи умалчивают об этом путешествии на север. Они говорят только о поездке во Владимир, куда послал его Иван III, ознакомиться с Успенским собором. В своем послании Аристотель в частности пишет: « Я рискнул отправиться на 1500 миль дальше, к городу, который именуется Ксалауоко, удаленному от Италии на 5000 миль. В сей стране путешествие на лошадях весьма затруднительно, и я прибыл позже, чем предполагал, и не мог уже достать белых кречетов, как того желал, но через некоторое время они у меня будут, белые, как горностаи, сильные и крепкие...».(7).
Зачем понадобилось ему ехать «к черту на кулички» за кречетами, когда их наверняка можно было купить в Москве? Тем более, что в нашей хронологии речь идет не о 15-м веке, а о 17-м, где у царя Алексея Михайловича птичье хозяйство состояло из 3000 ловчих птиц! Да и московский птичий рынок был переполнен пернатыми.
Белых кречетов он не достал – был не сезон. В конце своего письма Фиорованти помещяет таинственного смысла цитату из Данте, которая в вольном переводе автора первой публикации письма звучит так: «Время коротко, коротко, и я не могу рассказать тебе многого (а также всегда об истинах, носящих личину лжи, лучше крепко сомкнуть уста, чтобы избегнуть безвинного позора)».
Отметим так же, что поездка архитектора на север (Ксалауоко - по всеобщему мнению, это означает Соловки) предшествовала строительству собора, как и охота за шамиром в «Сказании».
Так где же на русском севере алмазы? Конечно, сегодня каждый знает об открытии месторождений алмазов в Архангельской области. Где уже приступили к освоению месторождения им. Ломоносова. Но наверное далеко не все знают, что первые документальные сведения об алмазах на севере России относятся к XVIII веку, когда близ деревни Орлецы в пойменно-русловых отложениях Северной Двины было найдено несколько кристаллов алмазов. Тогда же Михаил Ломоносов спрогнозировал наличие в северных землях алмазных кладовых. Именно по его прогнозам в последствии, на Северной Двине вблизи Орлецов, был найден крупный алмаз. И нет оснований считать, что их не находили там ранее 18-го века. Тем более, что сегодня объема запасов алмазов Поморья оценивается в 12 млрд. долл.
Современные Орлецы, согласно летописям, стоят на месте древнего укрепленного городка Орлеца, построенного в 1342 г. В здешней каменоломне издревле добывали белый известковый и бутовый камень.
Отметим так же «птичье-орлиную» параллель в названии этого алмазоносного района с птицей кокот из «Сказания»...
В письме Фиораванти на родину, место на севере, куда он ездил за кречетами, написано, как "Xalanocho". До сих пор это расшифровывалось как Соловки. Однако, с не меньшим успехом ( а то и с большим) здесь слышится - Холмогоры. А это всего лишь несколько десятков километров от Орлецов!
Вспомним так же, что имя Аристотель, стало синонимом понятия: философ, мудрец, предсказатель. И именно таким показан в «Сказании» Китоврас. Он великий мудрец, чародей, по силе равный или превосходящий Соломона. «Однажды Соломон сказал Китоврасу: «Теперь я убедился, что сила твоя — как и человеческая, и не больше твоя сила нашей силы, ибо поймал я тебя».
Он философ: «Всякий, вина выпив, мудрее не станет», «Мягкий язык кости ломает».
Он ясновидящий и предсказатель. «Потом спросил Соломон Китовраса: «Почему ты рассмеялся, когда человек спрашивал башмаки на семь лет?» — «Видел по нему, — отвечал Китоврас, — что не проживет и семи дней». Царь послал проверить, и оказалось так. И спросил Соломон: «Почему ты рассмеялся, когда человек ворожил?» Отвечал Китоврас: «Он рассказывал людям о тайном, а сам не знал, что под ним — клад с золотом». Сказал Соломон: «Пойдите и проверьте». Проверили — и оказалось так. И спросил царь: «Почему плакал, увидев свадьбу?» И сказал Китоврас: «Опечалился, потому что жених тот не проживет и тридцати дней». Проверил царь — и оказалось так. И царь спросил: «Зачем пьяного человека вывел на дорогу?» Ответил Китоврас: «Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему послужить».
Библейский Адонирам не только великий строитель, но и искусный литейщик. Он отливает «медное море» (колокол), два «медных столба» и всякие вещи для Храма. Он инженер-конструктор, мастерит некое устройство из «10 медных подстав» . Схожим образом характеризуют Фьораванти и летописи называя его "мастер муроль, кой ставит церкви и полаты... такоже и пушечник той нарочит, лити их и бити, и колоколы и иное все лити хитр велми".
Отметим еще, что русский период жизни Фьораванти — самый темный для историков, хотя много неясного и в итальянском — начиная с даты рождения мастера (1415—1420) вплоть до подлинности его имени (Аристотель – это псевдоним, данный ему летописями). Да и сама архитектурная деятельность Аристотеля оказывается под вопросом: «Дело в том, что, несмотря на широкую известность Аристотеля Фьораванти в Италии XV в., а также большое количество собранных и опубликованных материалов о его жизни, московский собор остается единственной достоверной постройкой, характеризующей его архитектурное творчество». (8).
Неизвестна и дата его смерти. След Аристотеля теряется в 1485 г., после похода на Тверь, куда архитектор пошел начальником артиллерии. Иначе выглядит судьба Адонирама в главной масонской легенде, где он стал жертвой заговора и был ритуально убит после окончания строительства Храма. (Театрализованное представление этого убийства стало впоследствии ритуалом при посвящении в масоны). Наше же отождествление Фьораванти с Адонирамом порождает надежду на выяснение его судьбы.



Используются технологии uCoz