Интересно, что летописи отмечают строительство храма одним сезоном и то, что камень для постройки свозился в течение двух лет. Но самое важное для нас то, что летописи говорят о строительстве Андреем сразу двух храмов. Например, из сообщения «Краткого Владимирского летописца»: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». (9). Новгородская I летопись говорит: «И постави ей (Богородице) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» (7). В сообщениях речь идет о церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и о церкви Покрова на Нерли. Мы имеем полное право отождествить эти церкви с библейскими жертвенниками, поставленными Иисусом Навиным после перехода через Иордан. Итак, второй жертвенник – церковь Рождества Богородицы. Про те камни, что Иисус поставил в лагере своем, Библия не говорит, что «они там до сего дня», равным образом и упомянутая церковь не сохранилась до наших дней (от нее осталась одна стена). Подчеркнем, что в начале 18-го века, игумен Аристарх отмечал, что церковь Рождества Богородицы была в точности похожа на церковь Покрова на Нерли (10).

Церковь Рождества Богородицы (и палата Андрея Боголюбского) построенная на месте рухнувшего второго жертвенника Иисуса Навина в Галгале (10).
Второй жертвенник Иисус ставит в своем стане близ Иерихона в местечке под названием Галгал. Библия говорит, что здесь Навин решил обрезать свой народ. Разъясняется даже причина, по которой он решил это сделать - во время странствия по пустыне народилось много молодежи, которая не была обрезана.
...весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
...а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали.
И далее Библия сообщает интересную деталь.
И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.
И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня.
Давайте вспомним, что такое ОБРЕЗАНИЕ. Это есть рудимент языческого обряда жертвоприношения, когда отрезаемая часть собственной плоти преподноситься в дар Богу с выражением любви и преданности, как бы говоря – я Бога Люблю! А место, где было совершено жертвоприношение, является местом выражения Любви к Богу! От того оно и по сей день так и называется -БОГОЛЮБОВО! Кстати, слово Галгал (ГЛГЛ) созвучно со словом Голгофа (ГЛГФ), где был казнен Иисус Христос, а в Боголюбове, как мы знаем, был убит Андрей, по этой версии тоже Иисус, но Навин.


Боголюбово, он же библейский Галгал сегодня (12).

Еще одно любопытное событие происходит с Иисусом Навиным в Галгале до начала штурма Иерихона. Библия это описывает так –
...Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему.
Понятно, что воин этот - Архангел Михаил. Этот момент встречи стал сюжетом для многочисленных икон и фресок и весьма популярен в русском православии. Любопытно и принципиально, что в иконографии сюжет встречи Исуса Навина с Архангелом Михаилом получил распространение именно с начала XIII века (13). Как мы видим, ранее он появиться и не мог. Причиной такого почитания этого сюжета мог быть, я считаю, аналогичный сюжет, присутствующий в биографии Андрея Боголюбского. Он является главным в истории основания боголюбского замка. Степенная книга XVI века объясняет выбор места для Боголюбова-города чудом, сотворенным иконой Божией Матери Владимирской. Неподалеку от Владимира, во время остановки, икона не позволила сдвинуть коней с места. А «Житие Андрея Боголюбского» добавляет к этому рассказ о видении князю молящейся Богородицы, повелевшей князю ехать не в Ростов, а во Владимир.
Как мы видим, библейский сюжет виденья Иисусом Навиным Архангела Михаила повторяется в биографии Андрея Боголюбского с той разницей, что последнему предстала Богородица. Написанная «по горячим следам» по указу Андрея, икона получила название Боголюбской.

Иконы: Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (14) и Явление Богородицы Андрею Боголюбскому (10).

Отметим также, что Боголюбово находиться всего в 10-ти километрах к востоку от Владимира, равно как и Галгал находился на восточной стороне вблизи Иерихона.
И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона.
Здесь же подчеркнем, что переход Иордана совершен 10-го марта ( март - первый месяц еврейского календаря), тем самым подтверждается версия о возможной аналогии между библейским чудом остановки вод Иордана и весенним ледовым затором на реке. Но нахождение Боголюбова восточнее Владимира не вяжется с летописными утверждениями о моменте его закладки. Так, по одним источникам первое чудо произошло на реке Вазузе, а по другим - на реке Яузе. Это чудо и последующие произошли при переезде Андрея из Киева в Ростов, но он оказывается за Владимиром, что в стороне от этого маршрута.
Библейский же текст говорит об однодневном переходе Иисуса от Ситтима до Галгала.
И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его .
Сегодня историками считается однодневный переход обозного войска или каравана равным примерно 30-ти километрам. Именно таково расстояние между Владимиром и Суздалем – вотчиной Андрея. Если предположить, что Боголюбский двигался из Суздаля, то и в этом случае не ясно, как же он шел, ибо пришлось переходить реку.


Карта-схема поселка Боголюбово (15)

Правда, одна из летописей, повествуя об очередном татарском набеге, пишет, «...стояв в Суздале 3 дня поидоша к Володимерю, и перешед Клязьму сташа противу града, а к граду не припущали, но поидоша к Мурому» (16). То есть мы видим, что и татарам при походе из Суздаля на Владимир пришлось переходить Клязьму!

Фрагмент карты владимирской области от Суздаля до Владимира.
Остается только гадать, каковы были маршруты древних путей и как пролегали русла рек 800 лет назад.
Перед тем, как мы перейдем к разбору штурма Иерихона, подведем промежуточные итоги. Их представим в виде сравнительной таблицы.
Таблица 1
Иисус Навин
Андрей Боголюбский
По смерти Моисея возглавил переселенческо-завоевательных поход евреев с Ковчегом Завета и стал основателем еврейского государства.
По смерти отца, Юрия Долгорукого, переселился в ростовско-суздальскую землю с Владимирской иконой и стал основателем первого централизованного русского государства.
В начале похода происходит чудо от КЗ при переходе через Иордан
В пути происходит первое чудо от иконы ВБМ при переходе через реку.
В память о чуде ставит два жертвенника: один - посреди Иордана, второй - в Галгале, будущей своей резиденции.
Ставит два одинаковых храма: один - на заливном лугу при реке Клязьма, второй - в Боголюбове, будущей своей резиденции .
Делает свою ставку в Галгале, на восточной стороне вблизи Иерихона
Делает свою резиденцию в Боголюбове на восточной стороне вблизи Владимира.
Галгал – место выражения любви к богу
Боголюбово, голгофа князя Андрея
Видит архангела Михаила
Видит Богородицу

Продолжение следует...


Литература.

1. Серж Моро. Под сенью акации. http://sergmoro.narod.ru/
2. Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. РЕКОНСТРУКЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. http://dev.align.ru/getbook/11651.html
3. В.О. Ключевской. «Курс русской истории». XVI лекция. http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
4. В.А.Чудинов. Расшифровка славянского слогового и буквенного письма. http://chudinov.ru/o-varyazhskih-gostyah/3/
5. В.Демин. Тайны русского народа: В поисках истоков Руси. www.rulib.org/book/7513/6.html
6. Сказание о чудесах иконы Владимирской. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/vladimirskaya.htm
7. С.В. Заграевский. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. http://www.zagraevsky.com/pokrov.htm
8. Церковь Покрова на Нерли. Фото. http://rostov-suzdal.narod.ru/photos/img148.html
9. КРАТКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/xvi.htm
10. Н. Н. Воронин. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. http://www.rusarch.ru/voronin1.htm
11. Проф. С. В. Заграевский. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х–начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции. http://www.zagraevsky.com/bogolubovo.htm
12. Боголюбово. Фото. http://vgv.avo.ru/15/03.HTM
13. Икона. Явление архангела Михаила Иисусу Навину. http://www.kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?album=lastup&cat=2&pos=86.
14. Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Икона. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1992
15. Карта-схема Боголюбово. http://www.museum.vladimir.ru/
16. ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА. http://www.33region.ru/istoriya.htm


Назад



Используются технологии uCoz